вторник, 14 февраля 2012 г.


Сокровища Зверинецких пещер

Сокровища Зверинецких пещер
Зверинецкие пещеры – одно из самых загадочных мест Киева. Про них ходит множество слухов: рассказывают, что там исчезают люди и водятся привидения. А все якобы из-за таинственных сокровищ…

Затворники в Зверинце

Как сообщает справочник от 1914 года, Зверинецкие пещеры «находятся в той части города, которая с незапамятных времен носит название Зверинца. Они заключены в горе, к востоку от которой, в недалеком расстоянии, расположен Выдубицкий монастырь; к юго-востоку, в таком же близком расстоянии, находится Свято-Троицкий монастырь; вся западная сторона, по своим холмам и долинам, покрыта скромными домами зверинецких обывателей; на северо-западе, на далекой горе возвышается Киево-Печерская лавра…»

В 988 году в Зверинецких пещерах был основан монастырь Святого Михаила. Однако просуществовал он не более 30 лет, будучи разрушен половцами или татарами. На стенах пещер сохранились надписи, относящиеся к XI веку.

Первым серьезным исследователем Зверинецких пещер был, пожалуй, археолог И.М. Каманин. В книге «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», вышедшей в 1914 году, он пишет, что результаты археологических исследований этих пещер представляют огромный научный интерес, так как они возникли примерно на 60 лет раньше Киево-Печерских, и, в отличие от последних, сохранились практически в первоначальном виде.

Каманин приходит к выводу, «что Зверинецкие пещеры, как и Лаврские, были устроены по общему образцу Афонских и Крымских».

«Затворнических ниш - келий в Зверинецких пещерах всего семь, - сообщает он, - все они одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, где находится алтарь. Затворнические келии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки.

Влезши в такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти - могилой. И действительно, в ровике таких ниш мы находим погребения, а в нише игумена Климента обнаружены, кроме того, икона Божией Матери, панагия и черепки от разбитого сосуда, что в совокупности свидетельствует о пребывании в нише игумена с целью, конечно, подвижничества. Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение...»

Наследство монахов напомнило о себе?

Со временем киевляне, казалось, забыли об этом месте. Правда, по мнению исследователей, в XVII-XIX веках подземельем тайно пользовались различные изгои общества – разбойники, беглые крепостные, дезертиры, а также бродячие актеры.

Где-то в начале 80-х годов позапрошлого столетия пещеры были «открыты» вновь, причем при очень странных и мистических обстоятельствах. Как-то поутру киевлянка Феодосия Матвеенкова услышала за окном своего дома какой-то гул, а затем увидела в небе радугу, висевшую над провалом в земле.

Сосед Матвеенковой, художник Дмитрий Зайченко, вдвоем с товарищем исследовали подземелье и обнаружили там множество человеческих останков и истлевшей одежды, а также предметов монастырской утвари. Кроме того, в пещере лежали кожаные и деревянные маски, очевидно, принадлежавшие прежде лицедеям, нашедшим здесь пристанище.

Кому досталось золото гетмана?

В Зверинецкие пещеры ходило много народу. Ребятишки выносили оттуда кости и черепа и играли с ними. В 90-х годах в подземельях сгинуло без вести трое местных хлопчиков, и после этого родители стали строго-настрого запрещать своим чадам подходить близко к этому месту.

В 1911 году вход в подземелье, обнаруженный Матвеенковой, завалило оползнем. Но открылись два новых входа. «Паломничества» в пещеры продолжались. В 1912 году по указанию властей было проведено официальное исследование и расчистка пещер. Почти никаких интересных предметов обнаружить не удалось. Предположили, что все это было вынесено оттуда ранее стихийными «кладоискателями».

В смутные революционные времена в Зверинецких подземельях находили приют разномастные босяки, дезертиры, беспризорники. От них и пошли слухи о золоте, которое якобы спрятал там в 1918 году гетман Скоропадский накануне своего бегства из Киева. Находились желающие поискать сокровища, но успеха в этом предприятии никто не достиг.

Одним из самых опытных специалистов по подземельям слыл в то время Игнатий Стеллецкий, тоже родом из Киева. Окончив в 1912 году Киевскую Духовную академию, Стеллецкий защитил диплом археолога и переехал с Украины в Москву, где возглавил Комиссию по изучению подземной старины. Со всей империи туда поступали сведения о пещерных монастырях, подземных ходах и провалах. Будучи преподавателем Московского археологического института, Стеллецкий часто выезжал в экспедиции.

Известно, что после революции большевики поручили Стеллецкому руководить раскопками Зверинецких пещер. Но, если что-то особо ценное и было найдено, то огласке это не предали.

Местные жители избегают Зверинецких лабиринтов. Рассказывают, что там исчезли тысячи людей, и призраки их блуждают по подземным ходам с криками и стонами. И когда эхо это прорывается на поверхность, это верная примета, что скоро грядет «большая беда»… Хотя мифам особенно доверять не стоит.

Автор: Мария Подолецкая

Комментариев нет:

Отправить комментарий